№101 26 декабря 2013г. «Скорая» для теплотрасс
На главную страницу/Пресс-центр/Новости компании/Лента новостей/№101 26 декабря 2013г. «Скорая» для теплотрасс

Муниципальное унитарное предприятие
«Уфимские инженерные сети»

№101 26 декабря 2013г. «Скорая» для теплотрасс

№101 26 декабря 2013г. «Скорая» для теплотрасс

О своих делах они говорить не любят, хотя порой им без обеда, без перерыва, на морозе приходится выполнять тяжелую физическую работу. Это - аварийная бригада Уфимских инженерных сетей. С людьми, отвечающими за бесперебойную подачу тепла и горячей воды в наши дома, я и провела обычный рабочий день.


Утро вечера мудренее?
Дневная смена длится с 8 утра и до 8 вечера, ночная, соответственно, тоже есть. Начинается день с пересменки: приема оборудования, обрисовки ситуации, соответствующих записей в журнале.
- Бывает, что принимать и сдавать смену приходится на объекте, - говорит начальник аварийного подразделения службы АВС города Радиф Нагимов, - но такие сложные случаи, когда пропадаем сутками, случаются нечасто, нынче пока обошлось без них. 
Однако в отсутствие таких выездов скучать им не приходится. Важен инструктаж – без него к работе никто не допускается. И это не причуда начальства, от иной информации зависит здоровье, а порой и жизнь людей. Их действия сопряжены с риском и опасностью: специалисты работают с трубами, по которым бежит кипяток. Также по заявкам УЖХ районов они выезжают на объекты, обследуют и исправляют оборудование в котельных. Летом принимают активное участие в ремонте теплотрасс. 
Но основной задачей службы остается быстрое реагирование на аварии и оперативная их ликвидация. Такие ситуации могут возникать по разным причинам. Определенную роль играет и изношенность систем, и качество теплоносителя, и даже температура воздуха, а точнее, ее резкие перепады. Ведь при таких условиях (согласно законам физики) металл или сужается, или расширяется, что не может не отразиться на состоянии труб. 
Что касается теплоносителя, то это не что иное, как вода, но все же так состав, текущий по батареям назвать сложно. Прежде чем попасть в котел, она проходит несколько степеней очистки и становится совсем не похожа на воду из-под крана. Жидкость смягчается, отфильтровываются тяжелые металлы, соли. Если этого не сделать, то на стенках поверхности котлов и труб образуется что-то похожее на накипь в чайнике. После подготовки она, наконец, поступает в котел, где нагревается до определенной температуры: в более-менее теплые дни до 70 градусов, а в лютые морозы может доходить до 150! Так было, к примеру, в 1979-м, когда столбик термометра на улице опустился ниже минус 50.

«Спокойно не бывает никогда»
Сердце предприятия – Центральная диспетчерская служба. От слаженной работы именно в этой комнате зависит надежное и бесперебойное обеспечение потребителей отоплением и горячим водоснабжением. 
Каждая ситуация здесь сложна по-своему. Заместитель начальника ЦДС Земфира Роженькова знает об этом не понаслышке.
- В диспетчерской спокойно никогда не бывает, где-то один прибор вышел из строя, где-то - другой, - отмечает она, - и мы должны эти ситуации отслеживать, ежедневно, ежечасно принимать важные решения.
Поступил сигнал – увеличилась подпитка по теплоисточнику, упало давление. Говоря простым языком, где-то, вероятнее всего, произошел прорыв теплотрассы. С этого момента работа в диспетчерской кипит. Отследить, в каком именно районе случился инцидент, возможно благодаря автоматизированной системе диспетчерского контроля. В нее занесены участки сетей всех районов, и о выходе какого-либо показателя из строя сигнализирует красный цвет. В этот раз «забарахлило» давление. 
Диспетчеры без промедления дают телефонограммы в районные УЖХ, чтобы специалисты начали делать обход своей территории, осмотрели внутридомовые системы. В известность ставится и абонентская служба, которая начинает обзванивать потребителей, ведь вполне возможно, что проблема возникла у кого-то из них. Вскоре прорыв обнаружили во дворе дома №5 на улице Минигали Губайдуллина. Время, место и характер происшествия записываются в оперативный журнал. 
В известность поставли представители хозяев подземных коммуникаций: ГТС, УГЭС, «Уфаводоканал». С ними согласован план действий, ведь придется откачивать воду, проводить земляные работы, проходить в тепловые камеры, чтобы перекрыть поступление горячей воды. Самостоятельно провести все эти работы невозможно. 
Спасатели спешат на помощь
По первому сигналу аварийная бригада начала собираться, при этом не забывая про технику, – машины нужно прогреть, проверить исправность аппаратов, чтобы в самый ответственный момент они не дали сбоя. Если бы техники не хватило - пришлось бы снимать с других участков. Хотя ее наличие, как и рабочих рук, напрямую зависит от времени суток: ночью со всеми проблемами справляется только аварийная бригада, если же сил не хватает, приходится поднимать тех, кто работал днем. 
Адрес известен – и бригада отправляется на место. В колонне: машина аварийно-ремонтного технического комплекса, к которой как раз и подключается необходимый сварочный или откачивающий аппарат, экскаватор, автокран, самосвал «КамАЗ». 
Воображение рисовало фонтаны горячей воды, бьющие из-под снега, туман, взволнованную толпу, только что намерзший вокруг лед. «Мы едем на устранение обычной внештатной ситуации», - успокаивают рабочие. Аварии, к счастью, случаются довольно редко. И, правда, во дворе дома разве что обильный пар из канализационного люка указывал на наличие в системе какой-то неполадки. 
На часах 11.30. Назначается руководитель ликвидации технологического повреждения. Теперь требуется обнаружить само место утечки. 
Первым к работе приступает экскаватор. Пока земля еще не успела сильно промерзнуть, и машина с легкостью копает яму. Во второй половине зимы этот же покров приходится порой распиливать. Когда до плиты перекрытия остается совсем немного, за дело берутся сами работники с лопатами в руках. С помощью автокрана плита поднимается, и вот перед нами участок теплотрассы - две трубы. За клубами выходящего пара трудно что-то разглядеть. С помощью мощных фонарей они осматривают место. Хорошо, если повреждение сверху, а если снизу, то придется копать еще глубже, чтобы попасть под трубу. 
Вообще, ситуации бывают разные. Бывает, что вода вот-вот вырвется наружу. В зависимости от поведения теплоносителя и выбирается время отключения горячего водоснабжения: то ли это случится непосредственно после обнаружения аварии, то ли когда уже проведут земляные работы. Все с одной целью: дабы потребитель не ощутил даже минимальных неудобств. В этот раз для устранения неполадки пришлось ограничить теплоснабжение в девяти домах. 
Как отмечает заместитель технического директора по тепловым сетям МУП УИС Константин Баранов, подобное случается не часто, примерно раз в две недели. Предыдущее аналогичное повреждение произошло в Деме. С приходом зимы такие ситуации неизбежны. 
- Трассы бывают всякие, поэтому прийти, увидеть и сразу починить получается не всегда, - говорит он, - вот и сейчас придется выкапывать новую яму – на данном участке повреждения не обнаружено. 
На этот раз место определено точно. Вода откачана - можно приступать непосредственно к починке. Поврежденный участок трубы удалили с помощью резака и поставили так называемую «катушку» - трубу определенной длины (в этот раз понадобилось два метра).
Тепло в дома дали к восьми вечера. Как сказал Радиф Нагимов, все сделано оперативно и качественно. Жильцы, наверное, и не успели почувствовать похолодание, хотя на улице было достаточно морозно. Правда, я замерзла. А работникам хоть бы что – все так же оптимистичны и бодры. Как оказалось, мороз осложняет только работу техники, но не людей - что и неудивительно, теплая спецодежда вкупе с активной работой просто не оставляют места для холода.