13 правил, которые помогут не стать жертвой киберпреступления
По итогам I квартала текущего года зарегистрировано 2107 киберпреступлений в сфере IT, в том числе это 990 фактов мошенничеств и 373 кражи.
Как правило, мошенники звонят на мобильный телефон, используя приложения «Телеграмм» или «WhatsApp», представляются руководителями или сотрудниками правоохранительных структур и Центробанка России. Преступники используют виртуальные SIM-карты и электронные кошельки; вымышленные либо однодневные электронные почтовые адреса, банковские карты, учетные записи на торговых площадках, в социальных сетях и т.д., зарегистрированные на третьих лиц, не имеющих отношения к противоправной деятельности.
Наиболее часто используются преступниками следующие схемы:
- под предлогом дополнительного заработка на маркет плейсах, путем покупки товаров на указанную мошенниками сумму и получения дохода за счет лайков, либо положительных отзывов;
- под предлогом несанкционированного списания денежных средств или аннулирования кредита, оформления кредитных обязательств и перевода денежных средств на безопасный счет;
- покупка/продажа/оказание услуг посредствам сайтов Авито, Вайлдбериз, Озон, Инстаграм и др.;
- просьба от лица знакомых и родственников перевести деньги в долг;
- звонок от имени вышестоящего руководителя, с просьбой сотрудничества с правоохранительными органами и неотложного перевода денежных средств на указанный ими счет;
- под предлогом внесения финансовых средств в целях инвестирования;
- оформление микрозайма путем использования персональных данных;
- вывод денежных средств путем удаленного доступа через установленные приложения: Расдеск, Мирпей, Озон, Зум, Скайп, Бинанс и т.д. или переход по ссылке;
- ваш родственник попал в ДТП;
- под предлогом сохранения мобильного оператора и передачи кодового доступа, позволяющего оформить кредит на имя владельца без его участия;
- под предлогом выигрыша или начисления подарочных/дополнительных бонусов на банковскую карту и иные.
Правила, которые помогут Вам не стать жертвой киберпреступлений:
- храните номер карточки и ПИН–коды в тайне;
- не используйте один пароль для всех интернет-ресурсов;
- к своей основной карте в вашем банке выпустите дополнительную, которой будете расплачиваться в интернете. Туда легко можно будет переводить небольшие суммы денег, и в случае компрометации данных достаточно просто заблокировать ее;
- регулярно проверяйте состояние своих банковских счетов, чтобы убедиться в отсутствии «лишних» и странных операций;
- поставьте лимит на сумму списаний или перевода в личном кабинете банка;
- не перечисляйте деньги на электронные кошельки и счета мобильных телефонов при оплате покупок, если Вы не убедились в благонадежности лица/организации, которым предназначаются Ваши средства;
- не переводите денежные средства на счета незнакомых лиц;
- не перезванивайте и не направляйте ответные SMS, если Вам поступило сообщение о блокировании банковской карты. Свяжитесь с банком, обслуживающим Вашу карту;
- будьте осмотрительны в отношении писем с вложенными картинками, поскольку файлы могут содержать вирусы. Открывайте вложения только от известных вам отправителей. И всегда проверяйте вложения на наличие вирусов, если это возможно;
- не переходите необдуманно по ссылкам, содержащимся в спам-рассылках. Удостоверьтесь в правильности ссылки, прежде чем переходить по ней из электронного письма;
- не заполняйте полученные по электронной почте формы и анкеты. Личные данные безопасно вводить только на защищенных сайтах;
- насторожитесь, если от вас требуют немедленных действий или представляется чрезвычайная ситуация. Это тоже может быть мошенничеством. Преступники вызывают у вас ощущение тревоги, чтобы заставить вас действовать быстро и неосмотрительно;
-проверяйте аккаунт пользователя, прежде чем добавлять его в друзья в социальных сетях.
Если вы стали жертвой киберпреступников, вы должны сообщить об этом в полицию. Даже если вам кажется, что это незначительное мошенничество, вполне вероятно, что вы поможете обезвредить профессиональную группу хакеров. В конце концов, борьба с киберпреступностью – это дело каждого.