В Уфе начали реализацию второго этапа глобальной системы «умное тепло»
На главную страницу/Пресс-центр/Новости компании/Новости/В Уфе начали реализацию второго этапа глобальной системы «умное тепло»

В Уфе начали реализацию второго этапа глобальной системы «умное тепло»

В Уфе начали реализацию второго этапа глобальной системы «умное тепло» Мы все хотим жить в комфортных условиях, для этого ученые постоянно изобретают и открывают что-то новое. Технологии развиваются настолько стремительно и в медицине, и в образовании, и в ЖКХ, и в других сферах, что невозможно представить, каким будет мир всего через десять лет. Порою даже самые смелые предположения писателей-фантастов, сделанные всего-то пару десятилетий назад, кажутся уже наивными сказками.

Все не происходит ежемоментно. Многие, уже привычные вещи, сначала казались фантастическими. Потом мы с интересом стали учиться пользоваться самыми простыми образцами. А сегодня усовершенствованные модели воспринимаем как нечто обыденное. И можно только предполагать, как они видоизменятся через 10—50—100 лет. Например, Айзек Азимов еще в 1969 году описал автомобиль, который управляет сам собой. И вот крупнейшие мировые компании ведут разработки робомоби́лей. Машины, оборудованные системой автоматического управления, с 2018 года тестируют в Москве и Татарстане, а с 2020 года разрешено их тестирование еще в 11 регионах России. Или еще пример. Роберт Шекли в 1959 году в романе «Особый Старательский» придумал мобильный телефон с функцией видеосвязи. Сегодня тонкие, легкие и очень «умные» смартфоны практически у каждого. Правда, вспомним, что сначала были сотовые телефоны с парой игрушек и весом около килограмма.

Предположить, что однажды, получив ключи от квартиры, вы один раз введете на своем смартфоне желаемую температуру в квартире, например, плюс 20, и после этого просто забудете об этом, потому что в доме всегда плюс 20 — сложно. Но МУП УИС уже делает первые шаги, чтобы это стало реальностью.

МУП УИС тестирует систему удаленного снятия показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии (ОДПУ). Полностью запустить ее в эксплуатацию планируется с 1 января 2021 года. И она лишь часть глобальной системы под условным названием «умное тепло».

Что такое система «умное тепло»? Это система, которая знает, когда и что нужно включить для комфорта в квартире. На улице жара? Значит, нужно включить кондиционер. Холодно? Отрегулировать температуру батарей. При этом проверить уровень влажности и, при необходимости, применить увлажнитель воздуха. И все это — без участия человека.

В какой-то степени автоматизация сегодня уже есть. Мы выставляем параметры и система, с помощью заданных алгоритмов, автоматически их соблюдает. Но мы смотрим гораздо дальше: она должна стать более усовершенствованной, с элементами искусственного интеллекта, когда именно искусственный интеллект разрабатывает алгоритмы, необходимые здесь и сейчас. Конечно, чтобы это придумать и внедрить, нужно время. Но самое главное — начать.

Чтобы поддерживать определённые параметры, их нужно сначала задать на выходе из котельных, на входе и выходе в центральных тепловых пунктах (ЦТП), на входе в каждый дом. Для этого мы должны видеть все параметры, а также установить регуляторы, бойлера, насосы, которые будут включаться удаленно либо диспетчером, либо, в дальнейшем, самостоятельно. То есть, например, идет сигнал: на входе в дом №55 упало давление, компьютер удаленно включает насосы, чтобы давление вошло в норму. И все это — в течение нескольких минут. Жители дома №55 даже не почувствуют, что был какой-то сбой.

Первое, что сделали в МУП УИС — оснастили все котельные и ЦТП датчиками и некоммерческими приборами учета. Все показания можно снимать удаленно и с необходимым интервалом — они выведены на экран, установленный в центральной диспетчерской службе (см.фото), специалисты предприятия могут увидеть их и на смартфоне. Так, в котельных на входе стоят приборы учета газа, воды, электроэнергии; на выходе — приборы учета тепла, расходомеры. На ЦТП на входе и выходе — приборы учета тепла, воды и электричества. Мы сразу видим, с какими параметрами теплоноситель входит и выходит, например, из ЦТП, и, если где-то происходит сбой, вопрос решается оперативно.

После внедрения первого этапа глобальной концепции стал возможен второй — внесение в нашу базу данных показателей работы системы отопления жилых домов. Более того, при реализации второго этапа появилась возможность внедрения других процессов — удаленного снятия показаний приборов учета и автоматизация обработки данных теплосчетчика, что, в свою очередь, ускорит выставление платежных документов.

Но давайте разбираться по порядку. Предприятие заключило договор с компанией Уфанет, которая установит на ОДПУ в домах датчик удаленного снятия показаний (или коммуникационный контроллер): малогабаритный непрограммируемый сервер последовательных устройств. Устанавливать в домах какие-либо дополнительные приборы нет смысла, в каждом уже есть прибор учета тепла, показывающий все необходимые параметры. И нужен только датчик, позволяющий видеть эти параметры удаленно. Сразу обращаем внимание, что оснащение ОДПУ устройствами дистанционного снятия предприятие проводит за свой счёт, никаких дополнительных платежей с жителей взиматься не будет. На работу ОДПУ устройство никак не влияет. Настроить его, чтобы он неправильно считывал показания, невозможно, так как это непрограммируемое «прозрачное» устройство.

Более того, ДОСТУП К ДАННЫМ СВОИХ ПРИБОРОВ УЧЕТА , СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО И НЕ ПОТРАТИВ ДЕНЬГИ НА ОБОРУДОВАНИЕ И УСТАНОВКУ ДАТЧИКОВ, БУДУТ ИМЕТЬ И УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ — МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО ЭТО ТАКОЙ НОВОГОДНИЙ ПОДАРОК ОТ МУП УИС. ИМ ТОЛЬКО НУЖНО ЗАКЛЮЧИТЬ СВОЙ ДОГОВОР С УФАНЕТ, ПОЛУЧИТЬ У ПРОВАЙДЕРА ЛОГИН И ПАРОЛЬ ОТ ЛИЧНОГО КАБИНЕТА С ДОСТУПОМ К ПОКАЗАНИЯМ ОДПУ. КСТАТИ, ЕСЛИ ЖИТЕЛИ ЗАХОТЯТ ПРОВЕРИТЬ ПОКАЗАНИЯ ПРИБОРОВ УЧЕТА, ТО МОГУТ ОБРАТИТЬСЯ С ЭТИМ ВОПРОСОМ В СВОЮ УК.

После установки прибора, с помощью специальной программы — системы диспетчеризации ЛЭРС УЧЁТ, МУП УИС сможет удаленно снимать показания ОДПУ. Доступа к этой программе извне нет и не будет из соображений информационной безопасности. Далее показания автоматически, без вмешательства человека, обрабатываются в соответствии с Правилами коммерческого учета на предмет нештатных ситуаций. На основании обработанных данных, происходит распределение потребленного домом тепла по помещениям внутри дома, и формируются платежные документы на оплату. То есть, уточняем: обработка показаний теперь будет происходить автоматически! Как это делается сейчас? 11 человек вручную обрабатывают распечатки, которые им принесли, и вносят данные в базу. Поэтому ошибки в расчетах из-за человеческого фактора, к сожалению, бывают. Да, программа тоже может выдать ошибку, но это происходит гораздо реже.

Выше мы сказали о том, что реализация второго этапа дает возможность ускорить выставление платежных документов. О чем это мы? В Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 сказано, что снимать показания ОДПУ нужно с 23-го по 25-е числа каждого месяца независимо от дней недели, выходных и праздников. На практике ресурсники не вписываются в отведённый законодателями период, т.к. квитанции на оплату должны быть доставлены потребителям не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим расчётным месяцем. То есть, с двадцать пятого по первое числа у ресурсоснабжающей организации остаётся максимум 5—6 дней, чтобы принять показания ОДПУ, ввести их в базу расчётов, проверить, при необходимости исправить ошибки, произвести расчёт, напечатать квитанции и успеть разнести их по почтовым ящикам жильцов. Уложиться в этот срок малореально. Чтобы доставлять квитанции потребителям до первого числа каждого месяца, пришлось изменить сроки снятия показаний: фактически этот процесс начинается 17 или 18 числа. После запуска системы удаленного снятия показаний планируется производить опрос ОДПУ 23 числа каждого месяца.

После того, как показания приборов учета домов будут собраны в единой базе, можно начать внедрение третьего этапа: объединить на одном экране данные всех котельных, ЦТП и жилых домов. И тогда мы сможем сразу увидеть, сколько тепла вышло из котельных и как оно распределилось по жителям. Конечно, до реализации глобальной системы «умное тепло» еще далеко. Но мы уже вплотную подходим к вопросу снижения количества перебоев с подачей ресурсов (тепла и ГВС), это поможет нам выявлять слабые места, не допускать потери тепла, максимально быстро ликвидировать даже микроутечки и, главное, видеть, где до жителей доходит тепло не тех параметров.

МУП УИС уже приступило к снятию показаний ОДПУ: алгоритм обработки снятых показаний, выявления и обсчета нештатных ситуаций в настоящее время проходит завершающую стадию тестирования. Пока это новшество вызывает много вопросов и недоверия у жителей. Но через несколько лет уже будет казаться странным, что когда-то человек ходил по подвалам домов и считывал показания приборов, потом кто-то сидел и вручную все обрабатывал. Вспомните, еще лет 30—40 назад стационарный телефон дома был чуть ли не предметом роскоши. Теперь мы на телефоне смотрим фильмы и читаем книги.

А еще через какое-то время станет привычной и система «умное тепло»: мы просто однажды скажем искусственному интеллекту, какой температуры должна у нас быть горячая вода, сколько градусов в каждой из комнат, и продолжим жить и работать в комфортных условиях, не задумываясь о бытовых нюансах. Главное — начать сегодня это разрабатывать и постепенно внедрять.