А платить будет Пушкин?

А платить будет Пушкин?

Чтобы работать сегодня в жилищно-коммунальной системе, нужно быть либо замечательным Балдой из бессмертного произведения Александра Сергеича, либо беспринципным попом из этой же сказки. Ну, или, опять же по классику, – понадеяться на русский авось.

У хорошего коммунальщика «до светла всё пляшет» – дворники по тротуарам скребут, мусорщики контейнерами грохочут, в подъездах и во дворе чистота... А главное – из кранов по мановению руки вода тёплая льётся, печи, то бишь батареи, протоплены…. Но вот беда: садятся поставщики тепла и горячей воды, морщат лоб – оброк за три года не собран. Сегодня одной только компании «Уфимские инженерные сети» недоплачено почти полтора миллиарда рублей!

А что это за цифра? Годовой план ремонта теплосетей и теплового оборудования на предприятии – четыреста миллионов рублей. Значит, МУП УИС недополучил средств на три годовых ремонта. В итоге реконструкция сетей пройдёт не так легко и быстро, как нужно. Что, в свою очередь, повышает риск техногенных аварий.

Годовое потребление газа для вырабатывания тепловой энергии – чуть более полутора миллиарда рублей. Значит, целый год предприятие потребляло газ в долг. А это – штрафы, санкции со стороны поставщиков, подрядчиков, это дополнительные незапланированные затраты, которые ложатся на предприятие. Подобные расходы естественно не дают предприятию работать на перспективу, а значит, система теплоснабжения будет развиваться в части экономичности и эффективности не теми темпами, как могла бы. Это ведет к повышению расходов, и прежде всего расходов населения. Тарифы на тепло будут вынужденно расти, и каждый горожанин из своего кармана заплатит за теплоснабжение и горячую воду гораздо больше…

«Именно! Платит! – воскликнет возмущённый обыватель. – Лично я плачу по квитанции вовремя, и возмутительно много! Откуда же недоимки?» Действительно, по статистике 85% населения предпочитает долги не накапливать. Однако в большинстве случаев жильцы отдают свои деньги не напрямую поставщику коммунальных услуг, а управляющей компании. И вот тут загвоздка: в её руководстве могут оказаться люди трудолюбивые и честные, но могут и такие, как сказочный поп, – ищущие лишь собственной выгоды. К сожалению, система ЖКХ сейчас построена так, что граждане не застрахованы от воровства! Гражданин может заплатить за тепло и воду и «спасть спокойно», а его деньги в это время скапливаются в кармане у жулика – у некой, допустим, ООО «Толоконный лоб», заключившей договор на обслуживание дома. Жулик этими деньгами заплатит какой-нибудь наскоро сделанной фирме за фиктивные работы, схватит куш и – объявит себя банкротом. Поставщик, поставлявший все это время такому прохиндею тепловую энергию и горячую воду, спросит: «Кто теперь будет платить?» и получит в ответ нахальное: «Пушкин!»

И, что особенно удивительно для непосвящённых умов: обанкротившийся пройдоха, как ни в чём, ни бывало, тут же регистрирует новое ООО – «Толоконный лоб плюс» – и продолжает собирать деньги с уже облапошенных им однажды людей! К сожалению, доказать факт подобных махинаций в современных условиях почти невозможно. А если и получается, то судебный процесс тянется долго. И даже когда выносится обвинительный приговор, получить по исполнительному лицу практически ничего нечего. Отсюда и миллиардные недоимки «оброка». И, соответственно, город, несмотря на научно-технический прогресс, продолжает жить по старинке, без современного экономичного оборудования.

Увы, управляющие компании, если уж там засели «толоконные лбы», всю работу по обслуживанию дома выполняют «спустя рукава» – им ведь нужно лишь переждать, пока соберётся денег побольше. Жильцы же часто по старой памяти побаиваются коммунальщиков, позволяют им безнаказанно наглеть. А, между тем, управляющая компания – всего лишь наёмный рабочий, нанятый коллективом собственников жилья – работник, за которым необходимо приглядывать. Он может трудиться на совесть, а может напортачить, да ещё и хозяина обокрасть. Вот такой парадокс: в квартиру незнакомых людей мало кто пустит, а в дом – пожалуйста.

Впрочем, прищучить непрофессионалов и обманщиков всё-таки можно. МУП УИС зорко отслеживает любителей прикарманить собранные с жителей деньги и рекомендует жильцам домов, где хозяйничают нечестные управленцы, провести собрание собственников и заключить прямой договор на поставку тепла и горячей воды. В этом случае за домом закрепляется отдельный куратор, лично контролирующий исправность теплосистем, отвечающий на любые возникающие вопросы, и при необходимости принимающий прямо на дому все необходимые платежи.

Конечно, есть такие сказочные работники – такие управляющие компании, которые «исполняют службу точь-в-точь», даже когда «невмочь». Намеренные трудиться на благо жильцов долго и добросовестно. В МУП «Уфимские инженерные сети» с уважением говорят, например об одной из лучших УК – ООО «ЖЭУ», также хвалят работу ООО УК «Наш дом» и ООО УК «Мой дом-К», среди ТСЖ, добросовестно подходящих к вопросам финансовой дисциплины в УИС называют ТСЖ «Цюрупы 79», «Успех», «Трио», «Урал».

Поручить свой дом подобным героям – большая удача. Но нанимать таких надо не на базаре, как пушкинский поп, не наспех, не рассчитывая на авось, а аккуратно и вдумчиво. Собравшись всем домом и хорошенько всё обсудив.

С жалобами на недобросовестные управляющие компании, можно обратиться в Центр общественного контроля в сфере ЖКХ Республики Башкортостан.

В числе основных задач РЦОК – консультационная поддержка граждан, оказание им бесплатной юридической помощи, создание общественных механизмов защиты их законных жилищных прав и интересов.

Контакты РЦОК: Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Цюрупы, 17 оф.14, тел.: (347) 216-35-93